Право.Ru,
10 ноября 2016 г.
Недобросовестность клиента или уловка страховщика: разъяснение от ВС 661 просмотр
Автовладелец подписал договор КАСКО, который обязывал его установить конкретную противоугонную систему. Но не сделал этого – сигнализация показалась ему слишком дорогой. Так или иначе, машину угнали, а компания не выплатила возмещение, поскольку клиент не установил систему. Первая и вторая инстанции согласились, что он поступил недобросовестно, поэтому страховщик отказал ему правомерно. ВС усомнился в правильности такого вывода.
Зачастую страховые компании пользуются юридической неосведомленностью страхователей и навязывают клиенту дополнительные условия к договору. По этой причине затем может быть сложно получить страховое возмещение, отмечает Анна Абраменко, ведущий юрист по имущественным спорам «Heads Consulting».
В такую ситуацию попал житель Подмосковья Антон Бурибаев*. В декабре 2014 г. он взял в кредит машину под залог в банке «Советский», а затем застраховал ее в СК «Советская». По условиям страхового соглашения и правил страхования, Бурибаев должен был установить противоугонную систему «Цезарь Сателлит Магнум S Super». Как гласило соглашение, «по риску «хищение» договор вступает в силу с момента предоставления представителю страховщика действующего договора на обслуживание указанной поисковой системы». Но он так это и не сделал, посчитав сигнализацию слишком дорогой. Автомобилист выбрал другую – «Starline».
В феврале 2015 года автомобиль Бурибаева угнали, по факту чего было возбуждено уголовное дело. Владелец авто через неделю после происшествия сообщил в «СК «Советская» о наступлении страхового случая, но не получил ответа. В апреле 2015 года предварительное следствие приостановили, так как не смогли найти преступников, а спустя месяц компания отказалась выплачивать возмещение. Страховщик сослался на то, что клиент не оборудовал автомобиль противоугонной системой той марки, которая указана в полисе.
Суды на стороне страховщика
Бурибаев оспорил в суде положение правил страхования и пункт полиса, которые обязывали установить сигнализацию определенной марки. Кроме того, истец просил взыскать страховое возмещение в пользу банка «Советский» на сумму 550 035 руб. и себе в размере 467 344 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами – 18 636 руб., компенсацию морального вреда 250 000 руб., штраф за отказ страховой компании добровольно выплатить ему деньги и судебные расходы.
Однако судья Наталья Тягай отказала в удовлетворении всех требований. Владелец обязан был установить противоугонную систему конкретной марки. Он этого не сделал, значит соглашение с ООО «СК «Советская» не вступило в силу по риску «хищение», заключил Химкинский городской суд Московской области (дело № 2-5776/2015 ~ М-4271/2015). Апелляция оставила решение первой инстанции без изменений.
«Сняли с себя ответственность»
Тогда Бурибаев обратился в Верховный суд. Судьи ВС обратили внимание на то, что полис страхования не обязывает установить определенную сигнализацию, чтобы соглашение вступило в силу (дело № 4-КГ16-18). ВС счел, что правила страхования «СК «Советская» существенно ограничивают обязательства компании по договору. То есть страховщик необоснованно снимает с себя ответственность лишь на том основании, что владелец авто установил другую противоугонную систему.
В ВС напомнили, что договор страхования вступает в силу с момента уплаты страховой премии или первого ее взноса (п. 1 ст. 957 ГК). Суд указал и на то, что срок действия спорного соглашения указан без каких бы то ни было оговорок на приобретение конкретной сигнализации. По мнению ВС, нижестоящие инстанции не оценили, представляет ли договор и правила страхования необоснованное обременение для автовладельца.
«Тройка» под председательством Сергея Асташова отменила решение апелляции и отправила дело на новое рассмотрение в Московский областной суд (прим. ред. – дело пока не рассмотрено).
«Навязали услугу»: мнение экспертов «Право.ru»
Управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский считает, что в спорной ситуации страховщик пытался навязать клиенту дополнительные услуги, но нижестоящие инстанции не обратили на это внимание. Хотя подобные споры встречаются в судебной практике достаточно редко: за последние 9 месяцев прошло не более 20 процессов по аналогичному поводу, отмечает юрист.
Адвокат Наталья Шалуба из КА «Бурцева, Агасиева и партнеры» рассказывает, что простому человеку сложно разобраться во всех нюансах условий страховых соглашений. Но суды обычно учитывают, что страхователи в таких отношениях выступают наиболее уязвимой стороной сделки, отмечает эксперт. По словам Шалубы, требования граждан по подобным делам суды обычно удовлетворяют, основываясь на выводе о недобросовестности страховщиков.
В такой ситуации важно знать, что закон четко определяет случаи освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения, напоминает Абраменко. Она подчеркивает, что в этом деле имелись явные противоречия, которые должны однозначно трактоваться в пользу владельца машины, оплатившего страховку. Например, в договоре страхования указано, что страховая защита по риску «хищение» начинает действовать «с момента предоставления представителю страховщика действующего договора на обслуживание указанной поисковой системы». Однако в полисе страхования стороны согласовали срок действия страхового соглашения с 11 декабря 2014 года по 10 декабря 2015 года без каких-либо оговорок отмечает юрист. Таким образом, по мнению Абраменко, страховщик фактически злоупотребил своими правами.
• – имя и фамилия изменены редакцией
Алексей МАЛАХОВСКИЙ
Вся пресса за 10 ноября 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Выплаты, Автострахование, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
10 апреля 2025 г.

|
|
Report.Az, Баку, 10 апреля 2025 г.
В Азербайджане началось страхование цитрусовых садов

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 апреля 2025 г.
Инфляция является самой большой проблемой для инвестиционных портфелей страховщиков

|
|
Финмаркет, 10 апреля 2025 г.
В 2024 году сборы агростраховщиков увеличились 5%, выплаты - на 75%

|
|
Кузбасс, Кемерово, 10 апреля 2025 г.
О преимуществах цифрового полиса ОМС

|
|
Медвестник, 10 апреля 2025 г.
Минздрав получит полномочия по урегулированию претензий к клиникам и СМО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 апреля 2025 г.
Новые торговые тарифы повышают риск для страховщиков на фоне волатильности рынка: LMA

|
|
Report.Az, Баку, 10 апреля 2025 г.
Страховщики Азербайджана увеличили в 2024 году активы на 15%

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 апреля 2025 г.
Пробелы в защите будут усугубляться, поскольку страховщики борются с неустойчивым ростом

|
|
Report.Az, Баку, 10 апреля 2025 г.
Совокупная чистая прибыль азербайджанских страховщиков выросла почти на 3%

|
|
Деловой Петербург, 10 апреля 2025 г.
Уберите галочку. Согласие на допуслуги станет только письменным

|
|
Комсомольская правда-Оренбург, 10 апреля 2025 г.
Оренбуржцы пытались инсценировать ДТП и получить деньги от страховой компании

|
|
Аргументы и факты, 10 апреля 2025 г.
В МВД раскрыли схему хищения денег с помощью фейковых полисов ОСАГО

|
|
ПРАЙМ, 10 апреля 2025 г.
МВД: мошенники создают точные копии сайтов страховых компаний

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 10 апреля 2025 г.
Как реализованы решения о системе автострахования в СГ, проанализируют союзные парламентарии

|
|
Коммерсантъ, 10 апреля 2025 г.
«В перестраховании изменения происходят небыстро»

|
9 апреля 2025 г.

|
|
cbr.ru, 9 апреля 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 апреля 2025 г.
Одиннадцать компаний InsurTech присоединяются к программе Акселератора лаборатории Ллойда

|
 Остальные материалы за 9 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|